О “рычагах”. Нам необходимо узнать два “рычага”.
Условное (L1) – Длина от оси вращения тормозного рычага на машинке до середины поршня тормозной машинки (мерить от центра оси до центра поршня. Условно на f4i 25мм, на cbr954rr 20мм).
Если, кто сталкивался с машинками Brembo – на них всегда указан размер в виде 19×20 или 19×18 и прочие комбинации. Первая цифра – размер поршня в тормозной машинке. Второе – это как раз наше условное (L1). Согласно рекомендациям Brembo. Машинки с L1=20 рекомендуются для города. L1=18 и менее – уже трек. Условно и L1=18мм можно использовать в городе.
Если сравнивать между 18мм и 20мм – при одинаковом размере поршня. 18мм – более чувствительный рычаг, но чуть длиннее ход.
Небольшая вставка – на машинке с 20мм рычага никто не катает в серьезном про спорте (все от 18мм и меньше). Но в реальной жизни – это опять-таки упирается в некоторую “вкусовщину”. Brembo например сделала линейку тормозных машинок RCS. Особенности машинки – возможность регулировки нашего L1 – захотели, поставили крутилку на 18мм, захотели на 20мм. Но об особенностях этой машинки – чуть позже.
Теперь условное (L2) – Это длина от оси вращения до первого пальца на тормозном рычаге.
Критерий, конечно, достаточно условный – т.к. с одной стороны не совсем правильно считать от первого пальца. Ведь кто-то тормозит одним пальцем, кто-то двумя и более… Более правильно брать медиану. Кстати, если ваша ручка тормоза позволяет — попробуйте провести эксперимент – вы можете немного сдвинуть тормозную машинку ближе или дальше по клиппону – и итоговый рычаг изменится. Также изменение кол-ва пальцев на рычаге тормоза — ведет к фактическому изменению значения рычага. В течении поиска проблемы с гидравликой f4i– я получал подсказку: “вернуть стандартный рычаги тормоза/сцепления и тормозить 4-мя пальцами”, из серии “это бесплатно”, да и машинка на f4i под два пальца не приспособлена. На текущий момент про два пальца на стандартной машинке я скорее соглашусь. Но про кол-во пальцев на рычаге тормоза – это извечный холивар. Лично я торможу двумя пальцами: средний палец создает усилие, указательный больше отвечает за обратную связь и модуляцию. НО знаю человека, кто тормозит одним пальцем – указательный отвечает и за силу и за модуляцию << человеку так тормозить комфортно.
Дабы НЕ разводить срач на эту тему – считаем от первого пальца.
Подсказка №1— для радиальных машинок Brembo стандартное значение L2=10м..
Подсказка №2— если у вас аксиальная тормозная машинка Nissin, где L1=25мм, то в 90% (если не 100%) случаев L2=90мм.
Подсказка №3— если у вас аксиальная тормозная машинка Nissin, где L1=20мм, то в 90% случаев L2=100мм.
Теперь находим L(общ)= L2/L1.
Находим Overall Hydraulic Ratio = L(общ)* Hydraulic ratio. В рамках почти всех современных мотоциклов Overall Hydraulic Ratio лежит в пределах от 115 к 1 до 145 к 1 (в редких случая — выше). И лучше оставаться в этих рамках.
Это все теория и циферки. Споры о том, что является идеалом – идут годами. Например нашел информацию, что на одном зарубежном форуме Ducati, пришли к выводу, что идеальная точка Hydraulic ratio – это 27 к 1… По итогу люди собравшие тормозную систему с подобным усилием признали, что тормоза хороши на бумаге, но в жизни идеальный баланс скорее ближе к 25к1.
Давайте приведу пример, на основе одной очень достойной гражданской тормозной системы, которая часто встречается на красных-“макоронных” мотоциклах и других не менее интересных:
Суппорта Brembo m50/ они же m430 (4 поршня в каждом суппорте по 30 мм) Тормозная машинка Brembo rcs 17 (c переключателем плеча 18мм и 20мм) – именно 17 размер поршня рекомендован Brembo к этим суппортам. Считаем … площадь всех поршней… площадь ГТЦ…
Получаем Hydraulic ratio 24,91 к 1.
L(общ 20 плечо) = 5 L(общ 18 плечо) =5,55 (приблизительно).
Overall Hydraulic Ratio (20 плечо) = 124,57 к 1
Overall Hydraulic Ratio (20 плечо) = 138,41 к 1
Другой, более краткий пример, по тормозам, которые часто ставят “в пример”. Тормоза от Yamaha r1/r6 sumitomo c машинкой брембо в стандарте. Суппорта Sumitomo – (4 поршня в каждом суппорте – два по 27мм, два по 30мм) Тормозная машинка Brembo 16мм (Это опять к тому, что БОЛЬШЕ – не значит в данном случае лучше).
Hydraulic ratio 25,45 к 1….
Дальше вы уже можете сами прикидывать, что у каких мотоциклов подсматривать… НО надеюсь вы осознаёте, что если ваши расчетные значения по гидравлике и рычагам совпали с ducati panigale – это совершенно не значит что: “Галя, я х…ярю на паниХале”. НО как пример системы – подсмотреть можно.
И возвращаясь к cbr600f4i, возникает вопрос – а кто такой молодец в фирме Honda?!… кто у нас поставил суппорта с большими поршнями внутри на 32мм и 34мм, а тормозную машинку откровенно зажал =(……. и воткнул мягко говоря не соответствующего размера?!
Самое обидное, что такие же суппорта по внешнему виду и размерам поршней стояли на RC51 SP1, только там машинка стояла на 19мм.
Собственно говоря о решениях для cbr600f4i (что как считать на бумаге, вы уже знайте, но по внутренним поршням и итоговым размерам ГТЦ — информацию лучше перепроверять!!!):
Интересный момент, что тормоза от rc51/cbr600 03-05/900 1999 /929/954/f4i – Делят один и тот же тип колодки!!! Колодка одна на все эти мотоциклы! (возможно суппорта выполнены из чуть разных материалов – но на практике никогда не узнаем). Предположительно имеют одинаковое крепление к стакану вилки (rc51/600rr/929/954/f4i – точно). Единственное суппорта могут различаться внутренним размером поршней – обязательно меряйте перед покупкой! Например суппорта от 929 имеют размеры поршней 30 и 34 мм, а 954 30 и 32 мм.